Tools and facilities

ru 

SMILE software system

The SMILE software system is designed for solving non-equilibrium rarefied gas dynamics problems on multiprocessor computers. The system includes a preprocessor module for defining a geometric model of the vehicle and specifying boundary and initial conditions, and a postprocessor module, providing analysis and visualization of the results of simulations.


Hypersonic impulse wind tunnel IT-302M

This unique hypersonic facility allows us to perform experiments at Mach numbers M = 5รท12 and stagnation temperatures up to 3000-4000K, i. e. at conditions close to the real flight. This is indispensable in studies aimed at developing advanced aerospace technologies. Conventional supersonic wind tunnels cannot provide the necessary values of the Reynolds number and the stagnation temperature because of high thermal loads in the wind tunnel channel. In impulse wind tunnels due to the short running time there is an opportunity to invest, by electric discharge, adiabatic compression and combustion reaction, significantly more extra energy in the working gas. For planned experiments the IT-302M wind tunnel will be substantially upgraded. Research will include the schlieren visualization of density gradient field recorded with high-speed camera, measuring the pressure and heat flux fluctuations on the model surface with piezoceramic sensors, atomic-layer thermocouples and high-speed panoramic IR camera.


Supersonic tunnel T-327B

The supersonic wind tunnel T-327B is a small-size aerodynamic facility. At this facility, experimental research on control of the aerodynamic characteristics of reentry vehicles with gas-permeable porous materials will be undertaken. Mesh screens and cellular-porous materials with different spatial structure and porosity will be used as gas-permeable materials. For the first time experiments on the effect of temperature and temperature distribution in a gas-permeable material on the aerodynamic characteristics of the models will be carried out. The necessary temperature fields in gas-permeable materials supposed to be created by a distributed ohmic heating of the gas permeable material. First experiments will also be held to change the temperature of the gas in the pores of cellular-porous materials with an electric discharge. In combination with ohmic heating it allows you to control the flow viscosity in porous materials for the formation of an effective shape of the frontal part of the body in order to create controlled aerodynamic moments.


Low-noise supersonic wind tunnel T-325

The T-325 is a low-noise wind tunnel. It operates at Mach numbers up to 4. The turbulence level in the working section of the wind tunnel is less than a tenth of a percent, which makes it unique for studies of the laminar-turbulent transition at moderate supersonic speeds. The T-325 will be also used for the experiments on boundary layer control.


Gas dynamic facility LEMPUS

A series of experiments will be carried out on the gas-dynamic complex LEMPUS, providing the flow Mach number up to 20. Gas composition at the nozzle exit will be measured by gas chromatography mass spectrometry. This facility will also be used for investigation of processes of hydrocarbon synthesis in plasma chemical reactions. The low-density experimental complex of Department of Applied Physics, Research Sector of Novosibirsk State University include the LEMPUS-1 and LEMPUS-2 gas dynamic facilities and a plasma chemical facility equipped with turbo-molecular and cryogenic pumps, electron guns, modern quadrupole and TOF mass-spectrometers, molecular beam generators, monochromators, liquid nitrogen station, thermostats, computer-aided systems of control and data acquisition. The facility can operate in stationary as well as pulse regimes. The pulse regimes provide a significant extension of the range of gas densities and mass rates and allow us to form non-equilibrium rarefied gas flows.

Материальная база

en 

Программный комплекс SMILE

Система SMILE предназначена для моделирования неравновесных течений разреженного газа на многопроцессорных компьютерах. Данная система включает препроцессорный модуль, позволяющий задавать геометрическую модель космического аппарата и специфицировать граничные и начальные условия, и постпроцессорный модуль, обеспечивающий анализ и визуализацию результатов моделирования.


Гиперзвуковая аэродинамическая импульсная труба ИТ-302М

Эта уникальная гиперзвуковая установка позволяет проводить эксперименты трубе при числе Маха M = 5÷12 и температурах торможения потока до 3000-4000К, т. е. в условиях приближенных к реальному полету. Последнее является совершенно необходимым в исследованиях, нацеленных на разработку перспективной авиационно-космической техники. Традиционные сверхзвуковые аэродинамические трубы непрерывного действия не могут обеспечить необходимых значений чисел Рейнольдса и температур торможения из-за высоких тепловых нагрузок в тракте трубы. В импульсных аэродинамических трубах за счет короткого времени работы имеется возможность вложить в рабочий газ существенно большую дополнительную энергию с помощью электрического разряда, адиабатического сжатия или реакции горения. Исследования будут включать в себя шлирен-визуализацию поля градиента плотности с регистрацией изображений высокоскоростной видеокамерой, измерения пульсаций давления и теплового потока на поверхности моделей с помощью пьезокерамических датчиков пульсаций давления, атомно-слойных термопар и скоростной панорамной инфракрасной камеры.


Сверхзвуковая труба Т-327Б

Сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-327Б относится к малоразмерным аэродинамическим трубам непрерывного действия. На этой установке предполагается проведение экспериментальных исследований по управлению аэродинамическими характеристиками возвращаемых аппаратов с использованием газопроницаемых пористых материалов. В качестве газопроницаемых материалов будут использованы сетчатые экраны и ячеисто-пористые материалы различной пространственной структуры и величины пористости. Впервые будут выполнены эксперименты по влиянию температуры и распределения температуры в газопроницаемом материале на аэродинамические характеристики моделей. Необходимые температурные поля в газопроницаемых материалах предполагается создавать с помощью распределенного омического нагрева газопроницаемого материала. Впервые будут также проведены эксперименты по изменению температуры газа в порах ячеисто-пористых материалов с помощью электрического разряда. В комбинации с омическим нагревом это позволит управлять вязкостью потока в пористых материалах для формирования эффективной формы головной части обтекаемого тела, создавать контролируемые аэродинамические моменты.


Сверхзвуковая малотурбулентная аэродинамическая труба Т-325

Аэродинамическая труба Т-325 относится к классу малотурбулентных труб. Рабочий диапазон чисел Маха до 4. Уровень турбулентности в рабочей части Т-325 составляет менее десятой доли процента, что делает ее уникальной для проведения исследований ламинарно-турбулентному переходу при умеренных сверхзвуковых скоростях. В ней также будут выполнены эксперименты по управлению течением в пограничном слое.


Газодинамический комплекс ЛЭМПУС

Ряд экспериментов будет выполнен на газодинамическом комплексе ЛЭМПУС, обеспечивающем числа Маха потока до 20. Контроль состава потока на выходе из сопла будет осуществляться методом газовой хроматомасс-спектрометрии. Это устройство будет также использовано для исследования процессов синтеза углеводородов в плазмохимических реакциях. Комплекс газодинамических стендов низкой плотности отдела прикладной физики НИЧ НГУ ЛЭМПУС с газодинамическими установками ЛЭМПУС-1, ЛЭМПУС-2 и плазмохимическим стендом обеспечен турбомолекулярными и криогенными насосами, электронными пушками, современными квадрупольными и времяпролетными масс-спектрометрами, генераторами молекулярных пучков, хроматомасс-спектрометром, спектрометрами, монохроматорами, системами подачи и замера газов и газовых смесей, собственной станцией жидкого азота, термостатами, автоматизированными системами контроля и сбора информации. На установках обеспечена возможность работы как в стационарном, так и в импульсном (оригинальные быстродействующие газовые клапаны) режимах истечения газов и газовых смесей. Импульсные режимы работы обеспечивают существенное, на порядки, расширение диапазона расходов и плотностей газовых потоков, что позволяет получать существенно неравновесные разреженные течения.